Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Культура >> Искусство древних кельтов

Искусство древних кельтов

 

Еще один отличительный признак кельтского искусства — отход от строгой симметрии, которая господствовала в искусстве гальштата. Для смелого криволинейного латенского стиля в плоскостных изображениях и в пластике характерно оставляющее глубокое впечатление стирание граней между реальным и абстрактным и удивительное чувство равновесия при всей асимметричности [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 113].

Делани замечает, что "красочная роскошь украшения, тенденция занять орнаментом каждый миллиметр поверхности, экскурсы в абстрактное, — все это предполагает неистовое, безудержное, прихотливое художественное воображение. Но ничуть не бывало. Кельтское искусство соединяет в себе темное и бесхитростное с обильным и упрощенным: прежде всего, оно отражает мир природы. Подобно самой природе, кельтское искусство ненавидит прямую линию, и все, подмеченное в живой природе — деревьях, растениях, воде, земле — претворяется им в абстрактную неопределенность. Кельтский художник творит в атмосфере счастья или юмора, или практичности, или красоты и никогда не относится к себе слишком серьезно, не пытается воссоздать точный живописный образ" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 13].

Кельтское искусствоНаиболее яркими образцами раннего кельтского искусства являются ножны из Гальштата (IV в. до н.э.) и бронзовые кувшины из Бас-Йютса (Франция), датируемые V—IV вв. до н.э. Они не только яркие, но и типичные образцы искусства древних кельтов, поэтому остановимся на них подробнее.

На ножнах из зальцкаммерготского захоронения, длина которых составляет примерно 1 м, воспроизведены выразительные сценки из жизни кельтов. Одни заняты борьбой, другие—беседой. Центральной является сценка, изображающая кельтских воинов, отправившихся в поход, о чем свидетельствуют их щиты, каждый из которых имеет свой собственный орнамент, копья, шлемы. Специально обученные боевые кони топчут поверженных врагов. Сценки разделяются полосками типично кельтского орнамента — S-образные линии, обрамленные штриховкой, или переплетающиеся ломаные линии, образующие ромбовидный узор. Художник выписывает мельчайшие детали снаряжения, одежды, используя при этом элементы орнамента в изображении конкретных фигур: завитки на крупе лошадей, орнамент щитов, ободок колеса; круги наподобие щитов, расположенные над колесами и под ними явно с декоративной целью. Несмотря на схематичность изображения в каждой фигуре ощущается индивидуальность, порой комическая. Вообще автору этих ножен нельзя отказать в изобретательности и чувстве юмора. Так, борцов он помещает в месте сужения ножен, предопределяя тем самым их позу. А если приглядеться внимательно, можно разглядеть кабана, который, с одной стороны, как бы оттаскивает за штаны одерживающего верх, а с другой — сливается с завитками орнамента, как и хвост одной из лошадей.

 

Бас-йютские кувшины, выполненные из богато инкрустированной бронзы, — образец исконно кельтского искусства, но их узор и форма свидетельствуют о влиянии культуры Древней Греции, Рима и Ближнего Востока. Они позволяют увидеть в кельтах "зрелый цивилизованный народ, готовый противопоставить влиянию извне свою собственную региональную, социально-культурную среду, знающий о других культурах, способный подмечать особенности тех, с кем ведет торговлю". Детали кувшинов позволяют понять, как развивалось кельтское искусство.

 

Кельтское искусство

Очень образно и наглядно описывает эти кувшины Фрэнк Делани. На длинном носике кувшина можно различить забавную фигурку уточки с "выпуклыми глазками из коралла", которую как бы "подталкивает вперед" струйка — его волнистая поверхность. Уточка плывет и не знает, что ее "преследуют экзотические звери". Один из них, похожий то ли на собаку, то ли на волка, образует ручку кувшина. В зубах он "держит цепочку, за которую поднимается крышка". Нижняя часть ручки выполнена в виде маски — еще один типичный для кельтского искусства элемент.

"Спирали на сочленениях животного напоминают завитки на крупе лошадей, украшающих гальштатские ножны".

"Возможно, эти кувшины украшали стол европейского кельтского вождя. Большая часть эмали на ручках стерлась, хотя анализ показал, что если их смочить водой, они вновь приобретут насыщенный красный цвет". Общий вид кувшинов отличается легкостью и изяществом.

 

Кельтское искусство
 
Духовная культура кельтов »

Rambler's Top100